Новые и перспективные внешние рынки для грузов Казахстана

Новые и перспективные внешние рынки для грузов Казахстана

Новые и перспективные внешние рынки для грузов Казахстана

На сегодняшний день уже можно констатировать: казахстанские деловые круги уверенно закрепились на международной арене. Помимо классических поставщиков (СНГ, ЕС, КНР), с некоторых пор наши бизнесмены наладили партнёрские контакты с представителями территорий, до этого не сотрудничавших с нами. Это относится к державам – субъектам ВЭД, заинтересованным в создании режима упрощённого товарообмена с Таможенным Союзом (АРЕ, Иран, Монголия, Сербия, СРВ, Таиланд). Оптимизация торговых сделок с ними облегчила бы Нур-Султану поставки на Балканы, Ближний и Дальний Восток, в Индокитай. Также ждут своей очереди государства, ищущие взаимовыгодные в финансовом аспекте точки соприкосновения с РК, однако, как полагают эксперты, сближению мешает ряд взаимоисключающих факторов. Имеются в виду Венгрия, Израиль, Индия, Камбоджа с Лаосом, Пакистан, Сингапур, Тунис, Перу с Чили и др.

Товарооборот с ЕАЭС ещё сравнительно невелик (Российская Федерация – не в счёт). Даже с соседним Кыргызстаном взаимодействие сегодня более вялое, чем с не входящим в Евразийский экономический союз Узбекистаном. Тем не менее, планируется активизация отношений с такими достаточно перспективными рыночными игроками, как Армения и Беларусь.

Надёжной, проверенной стороной считается РФ. После непродолжительного охлаждения двусторонних отношений торговля и грузоперевозки из России между нами вновь оживилась. Правда, согласно статистике из России пока ввозится грузов больше, нежели вывозится; похожая ситуация наблюдается касательно второго стратегического союзника – Китая, что неудивительно из-за несопоставимой степени развития производства. А вот Западная Европа в лице Германии, Италии, Франции сейчас, напротив, стремится сюда из-за недорогих сырьевых источников (здешний уровень спроса её интересует меньше).

Среди ключевых партнеров республики во внешнеэкономической сфере, в последнее время набравших значительный объём торгово-промышленных заказов, с полным правом можно назвать США, Турцию, Узбекистан, Украину и Японию.
В отечественном экспорте превалируют:

  • полезные ископаемые (почти 40%-ая доля, отправляемая в государства-члены ЕАЭС);
  • металлоизделия (26%);
  • изделия химической промышленности и оргсинтеза (14,4%);
  • товары животноводства и полеводства, продукция пищевой переработки (10%);
  • станки, агрегаты, техническая аппаратура, механизмы, устройства, приспособления, автомобили (7,8%).

В импорте доминируют:

  • высокотехнологичные системы и прочее оснащение, электромашины, транспортные средства (27,5% ввоза из государств-членов ЕАЭС);
  • металлопродукция (15,7%);
  • реактивы, удобрения, полимеры, нефтепродукты (14,7%);
  • продовольствие (14%);
  • технологическое сырьё (12,6%).

Характерно, что экспорт в Евросоюз в первой половине прошлого года достиг $13 млрд., импорт – $3 млрд., что свидетельствует о 4-кратном преобладании вывоза. Главным адресатом центральноазиатских материальных благ фигурирует Италия, куда были отправлены партии, ни много ни мало, на сумму $4 млрд. (хотя данный показатель относительно аналогичного периода 2018 года снизился на 22,5%). В числе интенсивных рынков сбыта также Голландия с Францией (по $2 млрд) и Испания ($1 млрд).

Если брать во внимание количественную динамику в абсолютных, а не долевых величинах, мы совершили массированные экспортные операции с Болгарией, Данией, Ирландией, Кипром, Люксембургом и Словакией. Заметно сократилась экспансия в страны Балтии, Польшу, ФРГ, а также на Мальту, поэтому любопытным (хотя и несколько рискованным) в плане расширения присутствия представляется африканский вариант.

Возврат к списку